Маяк был установлен 1835 г. на месте раньше находившейся тут римской древней постройки сигнальной башни, на тот момент от нее остались лишь развалины. В районе нынешней Ялты удобнейшим помещением для подачи таковых сигналов был и будет все тот же юго-западный массив мыса Ай-Тодор.
Маяк мыса Ай-Тодор
Маяк - это башня с ярким светом в верхней части, расположенная на важной или опасной (в отношении судоходства) части водного пути. Маяки помогают в навигации и предупреждают суда об опасности. Маяк это дорожный знак на море.
Мыс Ай-Тодор одно из самых красивых мест южного побережья Крымского полуострова. Никто не может сказать наверняка, с кокого времени обитают люди на этом крутом, заросшем вечнозелеными субтропическими растениями берегу. Как догадку, обсуждают ученые проживание здесь в первом тысячелетии до н.э. древних племен тавров. И отмечают как факт, что в первом веке н.э. в гавань под Аврориной скалой вошли римские корабли и высадили на берег моряков Равенской эскадры. Возможно, поднялись они там, где сейчас находится лестница, которая ведет к Ласточкиному гнезду, и перешли на основной, юго-западный отрог мыса, основав над высоким обрывом каменное укрепление, которое выполняло свои функции около двух столетий.
Маяк был установлен 1835 г. на месте раньше находившейся тут римской древней постройки сигнальной башни, на тот момент от нее остались лишь развалины. В районе нынешней Ялты удобнейшим помещением для подачи таковых сигналов был и будет все тот же юго-западный массив мыса Ай-Тодор. Инициатором строительства Ай-Тодорского маяка выступил главнокомандующий Черноморским флотом адмирал М. П. Лазарев. Проходит время, но практически не изменяются очертания скал и береговые изгибы, и покуда имеется море, покуда прогуливаются по нему корабли и рыбацкие лодки, обязаны быть световые сигналы с берега.
В качестве топлива, которое давало ровный белый свет, сначала использовали рыбий жир. Его расходовали более 60 пудов в год, на что дирекция маяков Морского ведомства специально выделяла на Ай-Тодор до 300 рублей.
180 лет назад по инициативе первооткрывателя Антарктиды вице-адмираала Михаила Лазарева было принято решение о строительстве Ай-Тодорского маяка. Уже в наши дни оказалось, что на его месте испокон веков стояли маяки: собственный у древних римлян, и собственный даже у аргонавтов. Почетных гостей с момента постройки маяка тут было много. На Ай-Тодоре у смотрителя обожал бывать Лев Толстой, сюда приезжали Чехов, Куприн, Маяковский.
Маяки испокон веков завлекали людей с воображением и недаром назывались святынями морей. Когда наблюдаешь маячный сигнал с берега, ненамеренно представляешь и себя уходящим в море впереди мгла, и все меньше, все отдаленнее стают зеленые блики. Двадцать пять миль сопровождает вас напутственный свет Ай-тодорского маяка, а дальше лишь морская пустыня. Если уходите надолго, когда это служба, то вам доводилось ощущать, с какой-никакой радостью доведется увидеть мигающий береговой свет на обратном пути, когда за те же двадцать пять миль он повстречает вас! Да, уже сейчас вы будете дома, пройдете по жесткой земле родного городка, празднуя завершение рейса и долгожданную встречу с близкими и родными. Конечно, в наше время космической навигации маяки уже не так нужны. Только маловероятно что земля на экране радара так заставит биться ваше сердце, как дальние, но уже различимые подмигивания на горизонте.
Современная маячная башня построена в 1876 году взамен пришедшей в негодное состояние старой башни. Удачное сочетание просторного круглого фонаря с выпуклым ромбовидным остеклением и приземистого каменного восьмигранного барабана гарантирует сооружению повышенную прочность. Такие каменные вышки способны терпеть напор штормовых ветров и волн любой силы. Это наилучший эталон маячной архитектуры конца xix века.
Ай-Тодорский маяк считают святыней Черного моря. Сама земля тут заряжает тайной силой, будоражит память и фантазию. Есть некая регулярность в том, что сторожами сюда назначали людей нестандартных. Один из них Ф. П. Федоров-Керченский, живописец. Он переносил крымские виды на полотна, и картины эти брали даже большие князья хозяева имений "Харакс" и "Ай-Тодор". Они точно разбирались в искусстве! В гости к художнику приходил Л.Н. Толстой, приезжал из Аутки А.П. Чехов. По-разному воспринимали писатели жизнь на курортном побережье. Чехов тосковал по Москве, Толстой признавался, что ему тут "чрезвычайно хорошо, только совестно".
Может быть через Ай-Тодор проходит луч некоторой космической энергии? Чем еще объяснить тот переполняющий душу восхищение каждого, кто впервые взойдет на восьмидесятиметровую гору и внезапно откроет для себя этот лазурный простор? Простор его настолько широкий, что уходит из виду. Прячется за кроной тысячелетней фисташки восточная грань берега чуть заметный в светлую погоду мыс Меганом. Волны наступают, чтоб далеко-далеко внизу разбиваются о подножие горы. Стоящим над обрывом видится, что они уплывают в открытое море.
Вот таким сейчас видит свой объект наблюдения начальник маяка или, как по-старинному, смотритель маяка отставной капитан 11 ранга Ю.И.Тюрин. Больше 20 лет командует он этим маяком. Унаследованный моряк, он в 1982–83 гг. прошел морским путем адмирала М.П. Лазарева, участвуя в 147-дневной кругосветной антарктической экспедиции. На борту научного лайнера "Фаддей Беллинсгаузен" Ю.И. Тюрин одолел знаменитый, ревущий смертельными шквалами и штормами пролив Дрейка!
Юрий Иванович не только моряк и ученый-гидрограф. Он тоже своего рода живописец. Его нынешняя палитра платформа вокруг маяка, терраса подсобного строения и загадочные пенаты созданного им музея.
Гости проходят через галерею, и кому-то передаются воспоминания старенького моряка. На стене карта Антарктиды, обновленная при его участии, и единственный экземпляр лично им сделанной карты черноморских маяков. Вот его бинокль и хронометр, вот запаянный в колбе образец антарктической воды. На стеллажах книжки, рукописные альбомы, пачки фото, современные и древние лоции… Волшебные находки для краеведа и для писателя, особенно приезжего. Увы. Входить на местность маяка разрешено лишь по особому разрешению из Севастополя.
Особая гордость Юрия Ивановича коллекция фонарей, разместившаяся на просторной веранде. Такой, по утверждению её создателя, нет нигде. Дело в том, что она включает в себя не только маячные, корабельные и судовые фонари разных эпох и конструкций, но и авиационные, железнодорожные, виды бытовых фонарей. А чего стоит коллекция астрономических и навигационных приборов, собранная почти за три десятилетия!
Великий латунный колокол начала века уже везли в переплавку, но Юрий Иванович дал за него эквивалентное количество меди, привез и установил на бетонном основании около самой вышки.
Почетное место в музее занимают капсулы с морской водой, взятой в трех особых точках планеты месте пересечения нулевого меридиана и нулевой параллели, точке открытия Антарктиды и в точке Мирового океана атипода Севастополя, то есть расположенной строго на противоположной стороне земного шара от города-героя.
За минувшие годы маяк и Тюрин стали единым целым, даже дни рождения они отмечают практически одновременно: 24 октября Юрию Тюрину исполнится 88 лет, а его верному другу, Ай-Тадорскому маяку, 1 ноября 180 лет. Ай-Тодорский маяк, свет которого виден в море на 50 миль, до сих пор возвышается на верху отрога. Он является историко-культурной ценностью и полностью способен выполнять все свои многофункциональные назначения. На нынешний день на территорию маяка можно попасть лишь по особому пропуску, который можно получить в Севастополе.
В одной из старинных лоций во времена, когда честь была почти законом, записано: "Маяки это святыня морей. Они принадлежат всем и неприкосновенны как полпреды держав".
Последние записи:
- Дворец Харакс10 октября 2016
- Мыс Ай-Тодор16 сентября 2016
- Ай-Петринский меридиан16 сентября 2016
- Таврские дольмены16 сентября 2016
- Массандровский дворец15 сентября 2016